Что делать, если отношения с подростком зашли в тупик?

Активное слушание.

Активное слушаниеЧасто родители истолковывают слово "слушать", как "сидеть, молчать, смотреть в рот и поддакивать". Очень часто мы так устаём на работе, нас так изматывают домашние дела и прочие проблемы, что у нас просто не хватает сил вникать в проблемы своего ребенка. Подчас у нас нет времени, чтобы выслушать его! «Давай в следующий раз!», «Поговорим попозже», «Не видишь, я занят!». Вот что так часто слышит от нас наш ребенок. Наш взрослеющий ребенок! А у подростка, так много вопросов к этому еще не знакомому миру взрослых. И самый лучший проводник в это мир – родители. Подростку очень важно быть услышанным и понятым своими родителями.

Для того, что бы достичь взаимопонимания с подростком, можно воспользоваться таким практическим приемом, как активное слушание.

Активное слушание - способ дать понять подростку, его внутреннему «Я», что вы понимаете его чувства и они вам небезразличны. Активное слушание прекрасный способ установить контакт с подростком и дать понять ему, что вы понимаете его и принимаете его переживания.

При активном слушание родитель «возвращает» подростку в разговоре то, что он ему рассказал и обозначает его чувства. Что бы было более понятно, приведу примеры:

 

Дочка: Не одену эту противную кофту!

Мама: Тебе она очень не нравится.

Дочь: Не буду больше ходить на фигурное катание!

Мама: Ты не хочешь ходить на фигурное катание.

Сын: Я больше не общаюсь с Васей, он вечно ко мне задирается.

Отец: Не хочешь с ним больше общаться. Ты обиделся и рассержен на него.

Конечно, привычнее было бы ответить: Не говори глупости, хорошая кофта, одевай и не выдумывай! Как это не будешь ходить на фигурное катание? Ничего, еще померитесь!

Но эти привычные ответы имеют недостаток: они оставляют подростка наедине со своими переживаниями. Советуя или делая критическое замечание родитель, невольно, даёт понять подростку, что его переживание несерьёзно и говорить о нем нечего.

Используя ответы активного слушания, родитель показывает, что понял внутреннюю ситуацию подростка, готов говорить о ней и принять.

Пример:

Дочка: Я не хочу идти на фигурное катание!

Мама: Не хочешь идти. Что то случилось?

Дочка: Ничего, просто немного болит голова.

Мама: Похоже, у тебя температура, ты устала. Сильно болит?

Дочка: Да нет, не очень. Дело не в головной боли. На самом деле, это из-за Ленки. Она всегда придирается ко всему, что я делаю или говорю. Мне не приятно её слушать.

Мама: Да, действительно не приятно когда к тебе придираются. Я бы то же очень злилась, если бы ко мне несправедливо относились.

Дочка: Вот, это как раз то, что чувствую и я!

Мама: Может быть, мы вместе подумаем, как поговорить с Леной, что бы она так себя не вела?

Дочка: Спасибо, что ты поняла меня. Конечно, давай подумаем вместе!

В активном слушанье важны некоторые правила:

- слушайте повернувшись лицом к подростку (не из другой комнаты или стоя лицом к раковине или смотря телевизор);

- важно, что бы глаза находились на одном уровне;

- постарайтесь не задавать вопросов;

- используйте утвердительную форму высказываний;

- держите паузу, давая подростку время на обдумывание;

- обозначайте чувства, испытываемые подростком.

Несмотря на то, что беседа с применением способа активного слушания непривычна и на первых парах трудновата, увидев результаты, вы обязательно захотите использовать её в своем общении (и не только с подростком).

Используя этот способ:

1. Исчезнет или ослабеет отрицательное переживание подростка:

2. Видя, что его готовы слушать, подросток рассказывает о себе всё больше;

3. Подросток сам продвигается в решении своей проблемы;

4. Подросток тоже начинает вас слушать и слышать.

Перемены происходят и с родителями. Появляется больше терпения, меньше раздражения, легче принимать «отрицательные» чувства подростка, лучше видеть, отчего ему бывает плохо.

Родители перестают бороться со своим подростком, добиваясь подчинения. Активное слушание помогает родителям увидеть за внешним поведением подростка (не всегда гладким и желаемым) его скрытые стремления, желания и интересы.