Что делать, если отношения с подростком зашли в тупик?

Что нам мешает слушать своего ребенка.

подросток семьяОчень часто родители, которые пытаются научится активному слушанию замечают определенные трудности на пути к достижению цели.

 

Напомню, активное слушание - способ дать понять подростку, его внутреннему «Я», что вы понимаете его чувства и они вам небезразличны. Активное слушание прекрасный способ установить контакт с подростком и дать понять ему, что вы понимаете его и принимаете его переживания.

 

Так вот, трудностями на пути к активному слушанию, являются привычные, автоматические ответы.

 

Рассмотрим эти ответы и разберемся, как реагирует подросток слыша такой ответ.

  1. Приказы и команды: «Сейчас же вернись домой!», «Несмей больше красить так волосы!», «Что бы я больше тебя с ним не видел!», «Несмей спорить со старшими!».

В таких категоричных высказываниях родителей подросток слышит нежелание вникать в его проблему и чувствует неуважение к его самостоятельности. Такие фразы вызывают чувство бесправия и провоцируют сопротивление.

  1. Предупреждения, угрозы, предостережения: «Не прекратишь общаться с этой компанией, выгоню!», «Смотри, как бы не стало хуже…», «Если не будешь вести себя нормально, пеняй на себя!». Угроза лишь загоняет подростка в тупик, не оставляя возможности к доверительному разговору. А при частом повторении, подростки к угрозам привыкают и перестают на них обращать внимания.
  2. Мораль, нравоучения: «Ты обязан вести себя хорошо», «Ты должен слушать взрослых», «Ты не должен общаться с плохой компанией».

Обычно, из таких фраз ничего нового подросток не узнаёт. Он лишь чувствует давление родителей. Так как морально-нравственные устои воспитываются не словами родителей, а атмосферой в доме, через подражание поведению родителей, то выход за рамки обусловлен внутренней неустроенностью и эмоциональным неблагополучием подростка. И словесные нравоучения не лучший способ заставить подростка послушать родителей.

  1. Советы, готовые решения: «Почему бы тебе не одеть нXXормальную одежду», «По моему, не нужно слушать твоих друзей», «Я бы на твоем месте не стала общаться с такими ребятами».

Как правило, родители не скупятся давать советы, порой считая это своей обязанностью. Подростки не склонны прислушиваться к советам родителей. От них можно услышать: «Я думаю по-другому!», «Сам разберусь!», «Без тебя знаю!». За такими негативными реакциями стоит желание быть самостоятельным, самому принимать решения, быть взрослым. Вспомните, ведь и нам самим не всегда приятно принимать чужие советы. А подросток гораздо чувствительнее нас. И когда мы советуем что-то подростку, мы как бы говорим ему, что он еще неопытен и не может принимать решения сам. Гораздо правильнее, в беседе с подростком, дать возможность им самим прийти к тому, что мы хотели бы посоветовать.

  1. Нотации, «лекции»: «Пора бы знать, что в твоем возрасте…», «Сколько раз тебе говорили, что курение это плохо…». Обычно такие постоянные «лекции на тему» приводят к тому, что подросток из просто перестает замечать, это так называемая «психологическая глухота».
  2. Критика, обвинения: «На кого ты похож!», «Почему прогулял школу?!», «Сколько раз говорила, что бы ты приходила вовремя!», «Опять ходил гулять со своими друзьями!». Проследите, сколько раз в день ваш ребенок слышит критику в свой адрес? А в неделю? И что бы доказать себе, что он что-то стоит, самый легкий способ уйти туда, где его принимают таким, какой он есть. И не всегда это место социально желательное.

Что же посоветовать родителям в этом случае? Обращайте внимания не только, и не столько, на отрицательные стороны вашего ребенка, но и на положительные. Не бойтесь испортить его словамиодобрения! Подростку крайне важно знать, что родители любят его и принимают таким какой он есть.

  1. Обзывание, высмеивание: «Ты просто дубина!», «Ты страдаешь безвкусием!», «Ты в этих туфлях как жираф!». Такие высказывания родителей вызывают обиду, снижают самооценку и способствуют появлению барьера в отношениях с родителями.
  2. Догадки, интерпретация: «Я знаю, ты опять шлялся с…», «Я вижу, что ты меня обманываешь…», «Небось опять курил», «Я вижу тебя насквозь». Такие фразы вызывают лишь желание защитится и уйти от контакта.
  3. Выспрашивание, расследование: «Нет, ты все-таки расскажи», «Я всё равно узнаю», «Почему ты опять получила двойку?».

Конечно, удержатся от расспросов сложно, но нужно стараться заменять вопросительные предложения на утвердительные. Вопросительная фраза звучит как желание родителей контролировать подростка, а утвердительная фраза – как понимание и участие.

  1. Отшучивание, уход от разговора: «Опять ты со своими глупыми проблемами!», «Не до твой ерунды!».

Надеюсь, эти замечания помогут вам освоить метод активного слушания и найти общий язык с ребенком. Главный ключ к общению, умение правильно и внимательно слушать.