Особенности и характеристики ребенка 6 -7 лет.

Переход ребенка от дошкольного к младшему школьному возрасту, сопровождается нормативным кризисом. Называется он  – кризис семи лет.

Развитие ребенка происходит неравномерно, спокойные периоды сменяются периодами, так называемых кризисов.  Каждый новый этап развития начинается с нормативного возрастного кризиса, который проходят  все дети соответствующего возраста.

Кризис 7 лет не первый: в своем развитии ребенок уже прошел несколько подобных кризисов — кризис новорожденности, кризис первого года и трех лет.

Начало кризиса семилетнего возраста,как правило, совпадает с моментом поступления ребенка в школу.

Благодаря занятиям в детском саду и общению с друзьями, которые уже стали школьниками и демонстрируют перед малышами свою взрослость, дети к 6—7 годам,как правило, уже знакомы с особенностями и правилами школьной жизни.

Ребенок понимает, что обучение в школе накладывает на него новые обязанности, но он готов выполнять их, поскольку ему хочется скорее почувствовать себя взрослым.

С приближением момента поступления в школу ребенок начинает воспринимать себя не просто как Андрея или Леночку, у него появляется восприятие себя как ученика, участника школьной жизни, то есть ребенок впервые начинает осознавать свое социальное Я.

У ребенка появляется новая психологическая характеристика — уважения к самому себе.

Но не все дети проявляют желания учиться в школе.Уход из детского сада происходит сложно, они хотят  оставаться маленькими и беззащитными.

Почему же это происходит?

На такое поведение ребенка может влиять позиция взрослых, окружающих ребенка.

Многие из нас недовольны сегодняшней жизнью и своим местом в ней.

Зачастую, чувство недовольства родители пытаются компенсировать с помощью детей.

От мам, приводящих своих деток на консультацию к психологу перед поступлением в школу, можно слышать фразы типа: «Моядочка очень умненькая и сообразительнаядевочка, я уверенна, что она будет учиться лучше всех в классе!».

Нередко такие родители не видят имеющихся проблем развития ребенка, не воспринимают даваемые учителями и психологами рекомендации, считая, что их ребенок лучше всех.

Они ругают ребенка, когда он делает что-то не так, не понимая, что ребенок не может научиться всему и сразу. Ребенкунудно приложить массу усилий, чтобы в действительности оказаться таким, каким его хотят видеть мама и папа.

Очень хорошо, когда родители поддерживают своего сына или дочку, формируя у него положительную оценку.

Хуже, когда эта поддержка абсолютизируется, когда ребенок, в самом деле начинает воспринимать себя особенным, самым хорошим и умным.

В этом случае у малыша может сформироваться боязнь оказаться несостоятельным, страх не оправдать те огромные надежды, которые на него возлагаются.

Так же, причиной нежелания ребенка учиться в школе может стать и то, что современные программы обучения и воспитания в детском саду становятся все более приближенными к школьным.

Уже в садике ребенок начинает привыкать к урокам и учительнице, которая приходит заниматься к ним в группу, к школьному режиму дня.

В этом случае поступление в школу перестает восприниматься ребенком как нечто особенное, он теряет интерес к этому, у него снижается стремление примерить на себя новую роль — роль школьника.

Подведя итог вышесказанному, можно сделать вывод, сто основное новообразование кризиса 7 лет - самоуважение.

Шести-семилетний ребенок стремится продемонстрировать, что он уже стал взрослым, что он многое знает и понимает, он хочет постоянно участвовать в разговорах взрослых, высказывать свое мнение и даже навязывать его окружающим.

Дети этого возраста любят надевать взрослую одежду, часто примеряют мамины туфли или папин пиджак, девочкипытаются использовать мамину  косметику.

Как правило, все это вызывает недовольство родителей, они постоянно одергивают малыша, призывая его не мешать маме или папе, вести себя прилично.

Таким образом, мы с вами, уважаемые родители, вольно или невольно подавляем потребность ребенка ощущать себя взрослым и уважать самого себя.

Это происходит потому, что взрослые в своем внутреннем восприятии ребенка, как правило, отстают от его реального развития, т. е. наш ребенок кажется нам более слабым и менее самостоятельным, чем он есть на самом деле.

Бессознательно мы с вами хотим, чтобы ребенок все время оставался таким же маленьким и беззащитным, каким он был, когда лежал в своей колыбельке, и мы стремимся всячески оградить его от трудностей и превратностей жизни, подавляя его способность и потребность быть самостоятельным.

Таким образом, в восприятии ребенка себя и восприятии его родителями имеется порой существенная разница.

Не получая со стороны взрослых возможности быть самостоятельным, демонстрировать окружающим свое мнение, ребенок ищет новые способы реализации возникшей потребности.

Не получая возможности говорить прямо, ребенок начинает кривляться, капризничать, привлекая к себе внимание взрослых доступными ему способами.

Здесь проявляется еще один разрыв, характерный для кризиса 7 лёт.

С одной стороны, ребенок хочет казаться взрослым и самостоятельным, с другой, — использует для этого детские формы поведения (кривляние, капризы и т. п.).

Такие реакции психологи называют регрессивными формами поведения.

Если вы стали замечать, что ваш 6-7 - летний ребенок все чаще привлекает к себе внимание, становится капризен и раздражителен, при этом стремится участвовать во всех ваших делах и разговорах, можно предположить, что малыш вступает в очередной кризисный период своего развития.

Какие же можно дать  рекомендации родителям? Как общаться с ребенком в этот непростой для него период?

Надеюсь, эти советы  помогут вам быстро и безболезненно преодолеть имеющиеся трудности.

    Поощряйте самостоятельность и активность ребенка, предоставьте ему возможность действовать самостоятельно.

    Постарайтесь взять на себя роль друга и советчика, а строгого воспитателя. Помогайте ребенку в сложных для него ситуациях.

    Привлекайте ребенка к обсуждению различных «взрослых» проблем.

    Поинтересуйтесь его мнением по обсуждаемому вопросу, внимательно выслушайте его, прежде чем критиковать.Возможно, в том, что говорит ребенок, есть рациональное зерно.

    Дайте ему возможность высказаться и тактично поправьте, если он в чем-то ошибается.

    Будьте готовы принять точку зрения малыша и согласиться с ним.    Это не нанесет ущерба вашему авторитету, зато укрепит в ребенке чувство самоуважения.

    Будьте рядом с ребенком, покажите, что вы понимаете и цените его, уважаете его достижения и можете помочь в случае неудачи.

    Покажите ребенку способ достижения желаемого и не забудьте похвалить его в случае успеха.

    Поощряйте даже самый маленький успех ребенка на пути достижения цели.Это поможет ему укрепить веру в себя, почувствовать себя сильным и самостоятельным.

    Отвечайте на вопросы ребенка. Не отмахивайтесь от вопросов малыша, даже если вы неоднократно отвечали на них. Возраст 6 – 7 лет - это возраст почемучек.Любознательность ребенка, в этом возрасте не знает границ.Возможность получить ответы на все возникающие вопросы дает сильный толчок для интеллектуального и социального развития малыша.

    Будьте последовательны в своих требованиях.Если вы что-то не разрешаете ребенку, то стойте на своем до конца. Иначе, слезы и истерики станут для него удобным и привычным способом настоять на своем мнении.

    Следите за тем, чтобы все окружающие предъявляли к ребенку одинаковые требования.    В противном случае то, что не разрешают папа с мамой, будет очень легко выпросить у бабушки  или дедушки и тогда все усилия пойдут насмарку.

    Подавайте ребенку пример «взрослого» поведения. Не демонстрируйте при нем обиду и раздражение, недовольство другим человеком.

    Соблюдайте культуру диалога. Помните, что ваш малыш в общении во всем подражает вам, и в его поведении вы можете увидеть зеркальное отражение своих привычек и способов общения.